У меня часто интересуются, почему я не люблю брать профессиональных швей на работу. В сегодняшней публикации “Швейная история 2: как люди не умеющие шить, но с желанием работать заменили швей с дипломами” я решила ответить на этот вопрос, как и обещала в прошлой статье.
А начну я со слов доктора Быкова из сериала “Интерны”:
“Забудьте о цвете ваших дипломов и о том, что в них написано слово «врач». Это ложь. Вы ничего не знаете”.
Нравится мне этот сериал и очень умные цитаты главного героя. Ведь так оно и есть. Диплом без опыта — это пустое место. С дипломом, но без опыта на работу устроиться практически невозможно. Вот и получается замкнутый круг.
Но что именно мне не нравится, так это то, что швеи с дипломом уже считают себя профессионалами и на работу приходят устраиваться с высоко поднятой головой и своими требованиями. А значит и учиться им больше нечему! Им практически невозможно объяснить, что они ничего не знаю, а их диплом — это просто картонка, которую можно забросить на полку и забыть про неё.
Ссылку на первую публикацию в рубрике “Жизнь и шитьё” размещаю здесь для тех, кто не успел её прочитать: “Жизнь, работа и шитье — страшно бывает только тогда, когда уже всё знаешь”.
Мастер-классы по шитью и обзоры швейных приспособлений вы можете посмотреть по ссылке.
Швейная история 2
2 диплома и моё образование
Для меня профессионал — это человек, который достиг всех желаемых высот. Это тот, кто в первую очередь идёт в ногу со временем, готов к новым открытиям и новому опыту, не забывая накопленный годами. У меня есть два диплома, но вот всех желаемых высот я ещё не достигла. Да, мне действительно есть чему поучиться. И я с огромным удовольствием делаю это каждый день, а сейчас ещё и ночь.
Я не ограничиваю себя одним шитьём. Не знаю, правильно это или нет, но такова моя жизненная позиция. Нет ни одного дела, которое было бы для меня неинтересным. Меня увлекает буквально всё: новое притягивает возможностью научиться тому, чего я ещё не умею, а старое интригует глубиной. Так что, по моим подсчётам, я не очень скоро стану настоящим профессионалом, хотя многие считают, что я давно достигла этого уровня.
Дело здесь не в дипломах. У меня есть знакомые, которые имеют дипломы лингвистического, медико-фармацевтического, педагогического, экономического университетов, но так и не стали профессионалами. Они ни дня не работали по своей специальности, а их дипломы просто валяются в шкафу. Но все они нашли себя в другом. Так что наличие диплома — это далеко не признак профессионализма.
Вот и я со своими двумя дипломами, когда стала работать над созданием своего швейного производства, поняла: я вообще ничего не знаю, а мои два диплома ничем помочь мне не могут. Во время учёбы ты получаешь знания, которые в жизни на практике могут и не пригодиться.
А вот знания и опыт, которые я приобрела за 20 лет ведения своего швейного производства (создала я его тоже сама), я считаю бесценным кладом. И, кстати, приобрести его мне не помогли два моих диплома. Пришлось учиться всему заново и уже самостоятельно: набивая шишки, падая на колени, подымаясь и продолжая идти вперёд.
Швейный цех и как работают швеи с дипломом
Свой первый набор швей я считаю большой ошибкой. Почему-то я решила, что мне нужны швеи с дипломом. И когда они стали приходить устраиваться на работу, я поняла, что ошиблась. Сначала нужно было подумать хорошенько о том, что невозможно научить человека шить более 400 наименований разной продукции за время, выделенное в учебных заведениях.
К примеру, на фото ниже вы видите дисциплины, которые я изучала в техникуме.
Теперь посмотрите, пожалуйста, внимательно. Я не вижу главного предмета в этом списке, который называется “Как устроиться на работу с общими знаниями по большому количеству дисциплин (большинство из которых не имеют отношение к шитью), если работа, к которой тебя готовили 3 года, исчезла в день выдачи дипломов вместе с нашими фабриками”.
Понятное дело: никто не виноват в этом. Что делать, если все наши швейные предприятия потеряли рентабельность, а новые фабрики с потоком и пооперационкой просто перестали запускать? Только набивать шишки, переучиваться и, как нам напоследок сказал один из преподавателей: “Было бы желание, а научиться можно и самостоятельно”.
Вот так и пришли ко мне в цех первые 10 швей с дипломами. Только отработать за швейной машиной 8-часовой рабочий день и освоить пошив 2-х изделий они не смогли. Ну вот не научили их шить ползунки да детские одеяла на синтепоне. И со словами “Мы не для того учились 3 года, чтобы спины гнуть за швейными машинами изо дня в день” они быстренько разбежались.
Вот вам и специалисты с дипломами. Усидчивости нет, шить не умеют, а хотят сразу начальниками стать и зарплату хорошую получать.
С тех пор я и стала считать специалистом того, кто умеет не только шить, а ещё и без труда после прямострочки садится за оверлок, далее на распошивалку, а затем спокойно пересаживается на пресс, чтобы установить кнопки и при этом не теряет скорость и качество пошива. А “специалистов”, которые хвастаются своими дипломами и профессионализмом, сидя перед телевизором на диване и отшивая одно изделие в год, я не люблю.
Проработав, к примеру, в ателье 30 лет, можно стать профи только в индивидуальном пошиве, не зная, что такое массовый пошив, швейное производство, а тем более своё. Жизни не хватит, чтобы стать настоящим профессионалом швейного дела.
Требуются ученицы швей
Вот тогда я и придумала дать объявление: “Требуются ученицы швей”. Полный состав цеха набрался за несколько минут. Даже я не ожидала, что у нас так много людей, желающих работать за швейной машиной, но не имеющих дипломов о швейном образовании.
Конечно, у некоторых так и не получилось научиться шить. Не получилось в основном у тех, кто не очень-то уж и хотел. А вот с теми, кто остался, мы проработали много лет. И преданнее швейному делу людей я никогда не встречала.
Обучала я всех учениц сама, мне это очень нравилось. Не просто так же я мечтала стать воспитательницей и даже несколько лет проработала в школе. Ну это уже совсем другая история.
Пробовала я ещё несколько раз взять на работу дипломированных швейных специалистов, но ничем хорошим это не заканчивалось, поэтому я эксперименты прекратила.
Для меня лучше самой научить учениц, которые ничего не знают и не умеют, чем переучивать людей, которые по их мнению “уже всё знают и умеют”. Учить всё равно придётся, так как ассортимент на предприятиях разный, технология пошива и швейное оборудование тоже.
В общем, всё зависит от ситуации. Понятное дело: если человек, который хочет создать своё швейное производство, ничего в нём не понимает, то ему придётся или учиться самому всему и сразу, или взять на работу людей, которым он доверяет и которые знают толк в швейном деле.
Надеюсь, я не сильно утомила вас своей историей. До следующих публикаций!